Артикуляция » Каталог статей — пресс-релизы и обзоры. Разместить статью в белый каталог бесплатно. Пример пресс-релиза.

Как показано выше (см. с. 46), последняя предполагает теснейшее слияние резкого отступа гласного с резким приступом согласного, так что сама резкость последнего включается в комплексную реализацию вокалической кинакемы усеченности, и это еще один пример переплетения вокалических и консонантных аспектов в единой фонологической системе. Из этого следует, в частности, неправомерность опоры на одни субстантные критерии при выделении фонемных сегментов в речевой цепи, так как отдельные компоненты входящей в состав данной фонемы кинакемы могут реализоваться вместе с компонентами соседних фонем. Фонема дискретна лишь в том смысле, что дискретны входящие в ее состав кинакемы, представляющие собой продукты дискретизиру-ющей сегментации языковой системой внеязыкового субстантного (в данном случае — антропофонического) континуума. Попытки выделить фонемные сегменты на чисто субстантной основе без опоры на кина-кемную структуру фонемы вряд ли плодотворны. Применительно к вокалической усеченности граница между усеченной гласной фонемой и следующей согласной фонемой определяется тем, что кинакема усеченности принадлежит, гласной фонеме и не имеет никакого отношения к согласной. Но в чисто субстантном плане это значит, что резкость приступа согласного принадлежит к реализационному комплексу кинакемы в составе гласной фонемы, тогда как сам этот приступ, разумеется, есть компонент согласного. Абсурдность такой сегментации речевого потока, при которой сам приступ и его резкость оказываются по разные стороны межсегментных границ, свидетельствует о трм, что сегментация речевого потока на дискретные фонемы может осуществляться лишь путем выделения кинакем и их фонемных блоков.За пределами западногерманских языков оппозиция усеченности исследована мало. Можно полагать, что в ряде других языков она скрывается под совершенно другими названиями. Обращает на себя внимание, в частности, контраст двух тонов в бирманском языке -3-го (падающего с медленной фарингализацией, долгого) и 4-го (падающего с резкой фарингализацией, краткого). При ближайшем рассмотрении выясняется, что собственно тоновых классов в этом языке три — ровный 1-й, восходящий 2-й, нисходящий 3-й /~3ла-товерхова, с. 53-647; под так называемым 4-м тоном, обнаруживается инвентарь из восьми гласных фонем малой длительности, завершающих свою артикуляцию гортанной смычкой /там же, с. 65-667. Есть все основания полагать, что в состав этих гласных фонем входит положительная кинакема усеченности, в реализационный комплекс которой включено подчеркивание резкого отступа гортанной смычкой. В трех тоновых классах эти гласные фонемы не выступают; это значит, что тоновые кинакемы несовместимы в фонемах с кинакемой усеченности и могут входить в структуры только неусеченных гласных фонем. То же ограничение распространяется на вокалическую оппозицию назализации, чьи кинакемы также несовместимы с кинакемой усеченности. Оппозиции усеченности и назализации в бирманском вокализме сопряжены тем, что они совместно определяют характер завершения артикуляции и звучания гласного: при наличии в составе фонемы положительной кинакемы одной из этих оппозиций отступа гласный получает либо гортанносмычное, либо назализованное завершение; при двух отрицательных кинакемах этих оппозиций конечная фаза гласного не отличается от срединной. Тахим образом, бирманский вокализм состоит из трех фонемных классов, различающихся по характеру отступа — фонем усеченных, неусеченных назализованных, неусеченных неназализованных.Сопряженность двух вокалических оппозиций — усеченности и назализации — принимает более усложненный вид в других языках Юго-Восточной Азии, где завершающая усеченный гласный консонантная имплозия и завещающая неусеченный гласный назализация получают различные локальные (тембровые) характеристики. Так, в кантонском диалекте китайского языка различаются три локализации имплозии и назализации: предцентральная (губная), центральная (переднеязычная), зацентральная (заднеязычная), соответственно обозначаемые в транскрипционных символах -р, -m, -t, -n, -k, -rj. Разумеется, здесь нет никаких согласных фонем, смычных или носовых, есть лишь консонантные по своей субстантной природе компоненты вокалических кинакем усеченности и назализации, а также оппозиций, определяющих локализацию, тембровую окраску этих компонентов — периферийную или непериферийную, переднюю или заднюю.Оппозиция усеченности может сопрягаться и с другими вокали- * ческими оппозициями, характеризующими способ завершения гласного. Это оппозиции артикуляционной стабильности и контрарные им оппозиции артикуляционного скольжения, далее ветвящиеся на оппозиции растворного сужения или центрирования по направлению скольжения. Положительные кинакемы усеченности, как правило, несовместимы с кинакемами этих добавочных оппозиций, которые включаются в структуры неусеченных фонем, разделяя последние на классы стабильных, реализуемых в долгих монофтонгах, и дифтонгоидов, в свою очередь способных делиться на классы с узкорастворным завершением и с завершением центральным (среднерастворным и среднерядным). Подобное устройство вокализма обнаруживается в языках английском, фризском и кхмерском. В английском эти оппозиции совместно формируют четыре класса гласных фонем по способу завершения: усеченные, неусеченные стабильные, неусеченные сужающиеся и неусеченные центрирующие Глоткин, 1976, с. 977. Во фризском классов три, так как направление скольжения в едином классе неусеченных скользящих определяется растворной кинакемой, реализующейся в начальной фазе -у узкорастворных скольжение центрирующее, у широкорастворных сужающееся. В кхмерском также три класса, и также направление скольжения зависит от растворной кинакемы, реализуемой в начальной фазе — узкорастворное начало вызывает расширение раствора, а неузко-растворность предполагает сужающееся завершение.Оппозиция, противопоставляющая гласные стабильные и сужающиеся, встречается и в языках, не располагающих другими оппозициями по способу завершения артикуляции гласного. Таковы, например, два германских языка — исландский и идиш. В китайском вокализме оппозиция сужения сопряжена в характеристике отступа с оппозицией назализации, но оппозиция усеченности отсутствует.Встречаются добавочные оппозиции по характеру приступа вокалической артикуляции — так, 5 бирманском вокализме функционирует контрарная пара из оппозиций препалатализации и шрелабиализации, совместно формирующих четыре шасса гласных фонем: с двумя отрицательными кинакемами этих оппозиций (например, У а/), с положительной кинакемой одной из них (например, /*а/» с двумя положительными кинакемами (например, /iua/).

Вполне возможно, что дальнейшие исследования выявят новые добавочные вокалические оппози:дм путем пересмотра традиционных воззрений на критерии разграничения вокалической и консонантной подсистем, и в качестве компонентов вокалических кижалем подвергнутся рассмотрению разные спосоСы реализации пристука гласного — например, плавного приступа преаспирации, резного при преглоттализации /Кузьменко, с. 837.

Похожие статьи: 53: Артикуляция

3 января 2012: АртикуляцияАртикуляция.

Артикуляция

Оцените статью
Яндекс.Метрика