Между тем в Венеции близятся события исключительной важности: в 1475-1476 гг. в городе живет Антонелло да Мессина, художник удивительно цельный и гармоничный, который пишет алтарный образ для церкви Сан Кас-сиано (ныне в Вене); триптих для церкви Сан Джулиано (сохранился только Святой Себастьян, ныне в Дрездене); Пьета с тремя ангелами, возможно, для Дворца дожей (ныне в Музее Коррер); и несколько портретов, отмеченных столь необычайным психологизмом, что они сразу же становятся образцами для венецианских художников от Беллини Джованни до Карпаччо и Лотто. Но особое значение имел Алтарь Святого Кассиана, созданный уже с учетом перспективного восприятия Беллини: по-видимому, именно он стал прототипом тех Святых собеседований, которые на протяжении нескольких десятилетий были самым типичным воплощением религиозного сюжета в изобразительном искусстве.
Беллини Джованни — Мадонна с Mладенцем
Речь идет о композиции, где несколько святых в сосредоточенном благоговении замерли по обе стороны мраморного трона, на котором восседает Мадонна с Младенцем, а у их ног — несколько музицирующих ангелов; объединяет персонажей перспективное пространство, символически напоминающее эдикулу или церковную апсиду.
Пример тому — алтарный образ Беллини Джованни для церкви Сан Джоббе (ныне в Академии), где высокий хор в стиле Браманте ведет в апсиду с украшенной мозаикой конхой, которая опирается на пилястры, иллюзионистически переходящие в мраморные колонны реального алтаря. Эта формула оказалась чрезвычайно плодотворной для всей школы Беллини, а также для некоторых выдающихся художников, работавших преимущественно за пределами Венеции, в частности для Чимы да Конельяно и Бартоломео Монтанья.
Чима оставил в Венеции несколько шедевров, где природа трактуется еще более тщательно и фантастично, чем у учителя. Среди них Мадонна с апельсином (ныне в Академии), алтарный образ Святого Иоанна Крестителя для церкви Мадонна дель Орто и Святой Фома (ныне в Академии), где эдикула, которую мы видели на картинах Беллини, открыта со всех сторон, стены апсиды нет и фигуры святых окружены природным ландшафтом.
К числу его шедевров относятся также Крещение Христа из церкви Сан Джованни ин Брагора — безмятежное созерцание природы, предвосхищающее знаменитое Крещение Джованни Беллини, созданное для церкви Санта Корона в Виченце; и Рождество для церкви деи Кармини — произведение безупречно цельное, хоть и написанное под сильным влиянием открытий Джорджоне.
Еще один художник, чья манера замешана на пересечении исканий Антонелло и Беллини, это Альвизе Виварини, сын Антонио, последний и самый прогрессивный представитель школы Мурано. Его Несение креста, написанное для базилики Санти Джованни э Паоло (1474), свидетельствует о полном усвоении уроков Мантеньи в их интерпретации в стиле Джованни Беллини.
Автор: Admin
Прочитано:
Комментариев: 0