В антропофоническом плане такие внекате-гориальные оппозиции вовлекают в формирование гласных фонем фоническую субстанцию, не относящуюся к горизонтальному или вертикальному движению языка. .Это, во-первых, добавочный носовой резонатор, создающий своеобразную темброзую окраску вокалического звучания; во-вторых, мелодическая характеристика звучания; в-третьих, некоторые особенности отступа, завершения гласного звука или его приступа, создающие динамическую характеристику гласного.Оппозиция назализации не принадлежит к числу очень распространенных в вокализмах языков мира. Иногда она формирует назализованные корреляты ко всем неназализованным гласным фонемам (например, в бенгальском) или к большинству из них (в португальском и в малинке), но может охватывать лишь часть растворных ступеней — в польском, например, положительная кинакема назализации не сочетается в фонемах с положительными растворными кинакемами, и потому обе назализованные гласные фонемы /е/, /о/ характеризуются средним раствором; во французском положительная кинакема назализации не сочетается с отрицательной кинакемой неширокорастворности, и все назализованные гласные фонемы широкорастворны. Оппозиция назализации может включаться в объединение кинакемных оппозиций, характеризующих способ завершения зокалической артикуляции, и тогда ее субстантная реализация отнесена к конечной фазе, к отступу гласного (о чем см. ниже); это присуще некоторым языкам Юго-Восточной Азии — китайскому, бирманскому.Тоновые оппозиции, формирующие мелодическую динамику реализации гласных фонем, обычно выступают-в языке не поодиночке, а в составе микросистем, вполне аналогичных кинакемным категориям. В китайском языке пара взаимно контрарных тоновых оппозиций повышения и понижения тона формирует четыре характеристики гласных фонем: ровный тон (как в /а/) с двумя отрицательными кинакемами неповышения и непонижения, повышающийся (как в /а/) и понижающийся (как в /а/) с соответствующими положительными кинакемами, нисходяще-восходящий (как в /а/) с сочетанием двух положительных кинакем. Напомним, что с точки зрения излагаемой здесь фонологической теории тоновая характеристика, принадлежащая оболочке корневой морфемы, есть компонент реализации гласной фонемы, тоновые кинакемы входят в ее структуру, и потому китайские /а/, /а/, /а/, /а/ суть разные фонемы, как и все прочие китайские финали. Чисто субстантное сходство между функционирующими на эцюм уровне кинакемами тона и тоновыми компонентами словесной и фразовой просодики не служит основанием для их системного сближения.Система тоновых оппозиций достигает наибольшей сложности при объединении в ней оппозиций тоновой динамики (повышения, понижения) с оппозицией регистровой, опирающейся на различение верхнего и нижнего регистров, а также экстремальных регистровых уровней -высшего и низшего — неэкстремальным средним уровням. Использование такой пары регистровых оппозиций имеет место, например, в кантонском диалекте китайского языка, где с их участием формируется до шести тоновых классов гласных фонем.
Оппозиции, опирающиеся на динамическую характеристику артикуляции гласного звука, весьма разнообразны. К ним принадлежит, несомненно, оппозиция протяженности с положительной кинакемой в долгих, протяженных гласных фонемах и отрицательной в кратких. Несмотря на то что она достаточно широко распространена в языках мира, составить перечень таких языков нелегко, так как оппозицию протяженности не всегда удается отличить от двух разных, но субстантно близких к ней явлений.
Похожие статьи: 55: Добавочные вокалические оппозиции
3 января 2012: Добавочные вокалические оппозицииДобавочные вокалические оппозиции.
Добавочные вокалические оппозиции