Рассмотрим его действенность на эстонском материале. В этом языке, как известно, весьма часты графические последовательности ii, ее, аа, оо, uu, аа, об, tttt, оо, которые вполне можно принять за отражения долгих гласных фонем. Но распространены здесь и разно-буквенные вокалические диграфы, анализ которых показывает, что эстонские гласные в них делятся на две группы: /i/, /е/, /а/, /о/, /и/ свободно сочетаются друг с другом в обоих направлениях, но не могут предшествовать гласным другой группы /$/, /ае/, /0/, /у/; последние же могут предшествовать гласным первой группы с важными исключениями: после /i/ следует /эе/, но не /о/, после /ае / следует /ае/ вместо /а/, после //следует /0/ вместо /о/, после /y/ следует /у/ вместо /и/. Иначе говоря, происходит прогрессивная ассимиляция, в которой явно видны следы в целом утраченного эстонским языком сингармонизма. Поскольку последовательности гласных фонем подчиняются одним и тем же правилам независимо от того, одинаковы они или различны, приходится отклонить предположение о наличии вокалической оппозиции протяженности в эстонском языке и признать вокалические последовательности наподобие аа отражениями двуфонемных зияний, а не долгих гласных фонем. Правда, в эстонском языке функционирует другая оппозиция протяженности, с помощью которой маркируются некоторые грамматические значения (см. об этом выше, с. 36), но она одинаково’ охватывает как вокализм, так и консонантизм и лишь подтверждает двуфонемность последовательностей наподобие /а+а/; ее графическое отражение ограничено частью консонантизма и на вокализм не распространяется.Наличие вокалической оппозиции протяженности с достаточной достоверностью можно считать установленным для языков различных регионов: сербского, хорватского, чешского, словацкого, венгерского, финского, саамского, мансийского, калмыцкого, бурятского, тувинского, алтайского, шорского, хакасского, якутского, юкагирского, датского, литовского, латышского, тамильского, арабского, малинке, фула. Для оппозиции вокалической протяженности типично наличие долгих коррелятов у всех непротяженных (кратких) гласных фонем, но встречаются и асимметричные структуры. Так, в якутском и словацком языках из противопоставления по протяженности исключены фонемы с двумя положительными растворными кинакемами /1е/, /ио/, в якутском также /хФ/% В латышском языке, как и всловацком, двухрастворные дифтонгоиды Де/, /ио/ протяженных коррелятов не имеют, хотя в родственном литовском такие же дифтонгоиды имеют в качестве протяженных коррелятов долгие монофтонги /е:/, /о:/.Необходимо отметить, что положительная кинакема протяженности может использовать в качестве своей антропофонической реализации не только чисто темпоральную длительность артикуляции и звучания. В языках мира несомненно имеются многие другие способы акцентировать контраст между долгими и краткими гласными, которые фонетическая традиция по сугубо субстантным основаниям склонна отделять от долготы в чистом виде. Один из таких способов применяется в датском вокализме — это так называемый «толчок11 (std). Он антропофонически выражается в перерыве звучания долгого гласного, когда эта фонема находится в определенных морфонологических позициях; в прочих позициях кинакема протяженности реализуется обычным способом, т.е. увеличенной длительностью звучания. Поскольку перерыв в звучании долгого гласного должен быть предельно кратким, он физиологически сопряжен с гортанной смычкой, которую традиционная фонетика, естественно, числит по разряду согласных звуков. Однако фундаментальная проблема границ и взаимодействия между вокализмом и консонантизмом может найти адекватное решение только в рамках системного подхода, допускающего тесное переплетение вокалической и консонантной субстанции таким образом, что субстанция консонантной природы функционирует в вокалической подсистеме, и наоборот, Еокалическая по природе субстанция используется в консонантной подсистеме. С этой точки зрения нет ничего необычного во включении гортанной смычки в комплексную реализацию вокалической кинакемы протяженности.Субстантным антиподом вокалической оппозиции протяженности является оппозиция усеченности, положительная кинакема которой подчеркивает резкий отступ артикуляции и звучания гласного, а отрицательная — отступ плавный. Нетрудно видеть, что у оппозиций протяженности и усеченности субстантные характеристики положительных и отрицательных кинакем распределяются так, что разные по своему знаку кинакемы двух оппозиций субстантно близки: непротяженность и усеченность реализуются в кратких гласных, а протяженность и неусеченность — в долгих. Поэтому различение этих оппозиций наталкивается на трудности, и традиционная фонетика их вообще долго не замечала. В парадигматическом плане различению способствует типичная для усеченности асимметричность — фонем с положительной кинакемой бывает заметно меньше, чем с отрицательной, тогда как для оппозиции протяженности, напротив, более характерна симметричность составов долгих и кратких гласных, первый может быть и несколько меньше второго.
Субстантная близость оппозиций протяженности и усеченности в вокализме проявилась в истории западногерманских языков, где к середине 2-го тысячелетия н.э. произошла замена оппозиции протяженности оппозицией усеченности /Плоткин, 1982, с. 49-51, 64-65, 72-74, 11]. Во всех западногерманских языках (кроме идиша, где в вокализме нет ни протяженности, ни усеченности) состав «кратких» гласных фонем беднее, чем «долгих11: в английском их соотношение 6 к 15, в немецком 7 к 10, в нидерландском 5 к 10, во фриеском 10 к 19, что указывает на кинакемную положительность «кратких», т.е. усеченных,гласных фонем. В дистрибутивном плане для усеченности характерно обязательное следование согласного за усеченным гласным, и это требование соблюдено во всех западногерманских языках с оппозицией усеченности.
Похожие статьи: 54: Двуфонемная последовательность
3 января 2012: Двуфонемная последовательностьДвуфонемная последовательность.
Двуфонемная последовательность