Идея дикой охоты

1399722889_ideya-dikoy-ohoty-5141628 Скандинавские культы, связанные с флорой и охотой, наложили самый яркий отпечаток на ведовство. Валькирии меняли свое обличье, вылетали по ночам и собирались на горе, где происходили пиршества, напоминавшие шабаш. И бог Один, и богиня Фрея, по ночам выезжавшая верхом на борове на охоту, тоже могли менять свое обличье. «На последних стадиях развития ведовства мы обнаруживаем в нем отчетливые признаки жертвоприношений и мира духов древних германцев»,— писал Гримм, и это наблюдение было предвосхищено раннехристианским римским законом, приравнявшим германских богов плодородия к демонам.

Из германских традиций наибольшее влияние на ведовство оказала идея дикой охоты. Процессия существ под предводительством какого-нибудь духа проносилась по окрестностям, убивая, разоряя и пожирая все на своем пути. Имя и сущность предводителя охоты варьировались в зависимости от местности — иногда это было божество, имевшее отношение к флоре, а иногда — связанное с охотой.

Но почти всегда это было божество женского рода, по имени Перхта или Хульда. На латинский язык эти имена обычно переводились как Диана, но довольно часто встречается и такая любопытная вариация, как Иродиада. Прослеживая происхождение последнего имени, мы не можем ограничиться указанием на то, что кровожадная сестра Ирода представляла для христианских авторов готовый образ злодейки,— они вполне могли использовать другую фигуру. Выбор этого имени, скорее всего, продиктован тем обстоятельством, что предводительница «дикой охоты» часто носила имя, начинавшееся с Бер- или Гер-, например, Берта. Имена, начинавшиеся с Гер-, чаще принадлежали существам мужского рода, природа которых еще более загадочна2. Эти существа, первоначально — духи плодородия, были известны в Средние века как «дикие люди» или «лешие». Вера в их существование была достаточно глубока, и поэтому они фигурируют во многих легендах, рассказах и художественных изображениях. Образ дикаря, грубый и чувственный, был точной проекцией подавленных либидных импульсов средневекового человека. Его двойник дикая женщина, известная как убийца, кровопийца и пожирательница детей и реже как похотливая нимфа, послужила прототипом ведьмы.

Этим существам — богам, духам, демонам — предстояло пережить постепенное превращение в ведьму, которая будет человеческим существом. Даже их последователи в дикой охоте поначалу считались духами. Как тени покойников, они часто сопровождали похоронные процессии, и этот мотив присутствует в средневековой литературе. В период раннего средневековья время от времени озвучивалась идея, что в буйной кавалькаде следуют вовсе не духи, а люди, и преимущественно женщины. Данный факт, как и многие другие, убеждает нас в том, что история возникновения ведовских поверий — это история постепенного очеловечивания демонических сил.

Автор: Admin
Прочитано: 148
Комментариев: 0

Оцените статью
Яндекс.Метрика