Как строится «Сила Сибири» в Южной Якутии

ИА SakhaNews

Все знают о том, что на территории Якутии и Амурской области строится магистральный газопровод «Сила Сибири». Недавно корреспондент ИА SakhaNews побывал на этой грандиозной стройке, которая ведется, в том числе, в Нерюнгринском районе Якутии. Его рассказ предлагаем нашим читателям.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

«Сила Сибири» — грандиозное по своим масштабам сооружение, и касается оно, конечно, не только одного района, а имеет, без преувеличения, мировое значение.

Напомним, что поручение «Газпрому» проработать проект газопровода с рабочим названием Якутия — Хабаровск — Владивосток президент РФ Владимир Путин дал в октябре 2012 года. Был проведен конкурс на лучшее название газопроводу, и 27 декабря 2012 года было объявлено победившее название — «Сила Сибири». В мае 2014 года «Газпром» и китайская компания CNPC (хорошо знакомая нам по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан») подписали контракт на 30 лет на поставку газа в Китай. Согласно контракту, в год должно поставляться 38 млрд кубометров газа, общая сумма контракта составляет 400 млрд долларов.

1 сентября 2014 года Владимир Путин запустил строительство газопровода «Сила Сибири». Любопытно, что это произошло в Якутске, в местности Ус Хатын, где проводится Ысыах Туймаады, но газопровод, строго говоря, проходить не будет. Тем не менее, церемония сварки первого стыка имела большое символическое значение, потому что это жизненно важная стройка для всей Якутии.

За строительство «Силы Сибири» со стороны Группы «Газпром» отвечает ООО «Газпром трансгаз Томск». Протяженность «Силы Сибири» составляет 2 158,5 км. Из них — 1 290,7 км по территории Якутии.

Диаметр трубы составляет 1 420 мм, рабочее давление 9,8 Мпа. Строится восемь компрессорных станций. В том числе пять на территории Якутии. Пропускная способность должны составить 38 млрд кубометров газа в год.

Основной ресурсной базой для «Силы Сибири» считаются два месторождения в Якутии — Чаяндинское с запасами 1,2 трлн кубометров и Ковыктинское — 1,5 трлн кубометров. Планируется, что ежегодно на Чаяндинском месторождении будет добываться до 25 млрд кубометров газа и не менее 1,5 млн тонн нефти.

Начало добычи газа намечено на конец 2018 года, а первые экспортные поставки в Китай — на 2019 год.

С августа 2014 года на выполнение строительных и проектных работ на газопроводе «Сила Сибири» было привлечено более 25 подрядчиков. Общая сумма объявленных тендеров составила больше 184 млрд рублей.

ТРУБА В ТАЙГЕ

Маршрут трассы проложен вдоль действующего (построенного 8-10 лет назад) магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», в том числе в Нерюнгринском районе. Это позволяет оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение.

Поэтому в этих местах мы уже бывали, когда строился нефтепровод. 12 июля 2007 года примерно там же, в 12километрах от Чульмана, торжественно сваривали юбилейный 1 000-й километр магистрального нефтепровода. Всего по Якутии проходит 1 458 километров нефтепровода. Очевидно, что в случае с магистральным газопроводом «Сила Сибири» речь идет примерно о таком же расстоянии. Хотя в целом по длине газопровод будет немного короче ВС-ТО.

Чтобы добраться до «второй трубы», нужно поехать примерно таким же путем. Сначала от Нерюнгри до Чульмана, затем несколько километров от Чульмана по хорошо знакомой нерюнгринцам дороге на «Нахот». Этот путь можно преодолеть на обычном автобусе.

Примерно посередине дороги на «Нахот» придется покинуть автобус и пересесть в вахтовку. Газпромовские вахтовки отличаются от того, что мы видели раньше — выполненная на базе КамАЗа, она более уютная и современная. Правила перевозки людей очень строгие. Все обязаны сидеть, привязавшись ремнями безопасности. Никаких стоящих пассажиров. Технологическая дорога неровная, особенно после дождя, но вполне проходимая. Впрочем, от места, где мы пересели в вахтовку, до смотровой площадки перед газпромовской трубой — более 10 километров, по которым мы добирались около получаса. Пешком там не дойдешь, да и пешеходов на этой дороге в достаточно глухой тайге просто нет и быть не может.

Зато место для смотровой площадки было выбрано очень интересное: здесь с высоты сопки всё отлично видно, в главное — именно здесь труба будет переходить через достаточно широкую в этом месте реку Чульман.

Первое впечатление — «строительство в одном коридоре» с ВС-ТО — понятие, конечно, достаточно условное. Расстояние от двух трубопроводов — не менее одного километра. Так что как мы ни старались и не вглядывались в горизонт, магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» с этой точки мы так и не увидели. Он прячется где-то в тайге — возможно, ближе к Чульману. Поэтому все тут делается заново, просека по тайге рубится своя собственная. Единственное, чем можно воспользоваться от магистрального нефтепровода — часть технологических дорог. Это, конечно, немного облегчает задачу строителям.

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОЙКИ

О том, как строится магистральный трубопровод, нам рассказали специалисты, благо их в этот день и на этом месте было немало.

Стройка началась с подготовительных работ. Это расчистка трассы от леса и кустарника, срезка крутых продольных склонов (косогоров), которых немало в нашей местности. Сюда входят проведение защитных противообвальных и противооползневых мероприятий, проведение мероприятий, обеспечивающих минимальное промерзание грунта. Большой объем работ — строительство временных дорог, водопропускных, водоотливных и осушительных сооружений на подъездах к трассе и вдоль неё, а так же мостов и переправ через реки, ручьи, овраги. Подъездных дороги защищаются от снежных заносов. Естественно, были устроены временные базы и склады для хранения материалов и оборудования.

В Нерюнгринском районе, к счастью, нет вечной мерзлоты. А севернее, там, где «Сила Сибири» проходит по Якутии, подготовительные работы надо было вести так, чтобы по возможности не повреждался моховой покров. Оказывается, повреждение его при льдонасышенных вечномерзлых грунтах ведет к образованию термокарста.

Второй этап, который полным ходом идет сейчас — это транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. На технологической дороге, по которой мы полчаса ехали на вахтовке, то и дело снуют груженые «Татры». Эти автомобили перевозят технологические грузы. А сами трубы — красивые, надежно закрытые с обеих сторон заглушками и в синем полиэтилене — везут специальные автомобили — трубовозы.

Для сооружения магистрального газопровода на трассу доставляют и развозят по ней трубы, секции труб, запорную арматуру (краны, задвижки), железобетонные крупногабаритные изделия, изоляционные материалы, монтажное оборудование, механизмы и другие специальные грузы. Основной объём транспортируемых грузов составляют трубы и секции труб. Секции труб, доставленные к месту производства монтажных работ, как правило, разгружают с транспортных средств трубоукладчиками.

Можно добавить два слова от трубах. Все они стальные, российского производства, в том числе их производят Выксунский металлургический завод, Челябинский трубопрокатный завод, а те, которые сейчас применяются в Нерюнгринском районе делает Ижорский трубный завод (Санкт-Петербург). Эти трубы имеют внутри максимально гладко покрытие. Такая технология снижает затраты энергии на транспортировку газа за счет уменьшения шероховатости трубы и, соответственно, трения. Внешняя изоляция труб выполнена из новых нанокомпозиционных материалов, чтобы обеспечивать высокую коррозионную стойкость газопровода.

Учитывая, что Нерюнгринский район относится к регионам с повышенной сейсмической активностью, здесь используются трубы с повышенной деформационной способностью. Есть также специальные технические решения по их укладке, в которые мы вдаваться не будем, их знают специалисты.

Почти одновременно с доставкой и погрузкой-разгрузкой на стройке проходят земляные работы. Сюда входят создание амортизирующей песчаной подкладки под газопровод, обвалование, отсыпка насыпей и рекультивация. После разбивки трассы сооружаемого участка магистрального газопровода и выполнения подготовительных работ, сооружают амортизирующую прокладку. Прокладку сооружают из привозного песка с последующим уплотнением слоёв. Толщина амортизирующей прокладки варьируется в пределах 100-150 мм и должна полностью перекрывать острые камни, куски твёрдого грунта и т. д., способные повредить заводское противокоррозионное покрытие.

До следующего этапа

— сварочно-монтажных работ — в Нерюнгринском районе дело пока еще дошло. Это предстоит в скором будущем. Как рассказали специалисты, при строительстве линейной части магистральных газопроводов…
…сварочно-монтажные работы выполняют, как правило, в два этапа. На первом этапе отдельные трубы с заводской длиной 12 метров и менее на полустационарных трубосварочных базах сваривают с поворотом в 24-, 36- и даже 48-метровые секции. На втором этапе из этих вывезенных на трассу длинномерных секций сваривают непрерывную нитку трубопровода.

Далее последуют изоляционно-укладочные работы. Укладку сваренного газопровода сделают с помощью трубоукладчиков. После сварки, укладки и засыпки, магистральный газопровод должен быть очищен, испытан на прочность и проверен на герметичность. Но это произойдет уже в самом конце строительства, то есть примерно в 2019 году.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

Многих местных жителей, знающих о хороших заработках как и в самом «Газпроме», так и в его дочерних предприятиях, безусловно, интересуют перспективы возможности устроиться на работу — если не на обслуживание магистрального газопровода «Сила Сибири», то хотя бы на его строительство.

Устроиться вполне реально, но просто так деньги никому не платят. Здесь нужны в первую очередь высококвалифицированные специалисты. Можно найти работу водителем разных категорий, можно сварщиком, токарем, монтажником и т. п. Крупные компании обычно не дают объявлений о вакансиях в средствах массовой информации, но все эти вакансии и контакты для резюме видны на их официальных сайтах. Так что самый эффективный способ найти здесь работу — изучить сайты потенциального работодателя.

Кстати, в ходе состоявшегося на следующий день после поездки на трубу совместного совещания правительство Якутии поставило перед «Газпромом» вопрос привлечения в качестве субподрядной организации проектного института ООО «Якутгазпроект» и АО «Сахатранснефтегаз». Задача республики — максимально использовать производственные мощности и местные трудовые ресурсы в ходе реализации проектов на ее территории. В частности привлекать местные организации к строительству и проектированию газопроводов-отводов, межпоселковых газопроводов к населенным пунктам Ленского, Олекминского, Алданского и Нерюнгринского районов. Так что кадры есть, и они действительно хотят устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу.

Вообще, как мы поняли, на строящейся трубе работают две группы специалистов. Первые называют себя линейщиками — они делают только линейную часть газопровода, оставляя пробелы в местах пересечения дорог и инженерных коммуникаций. Вторые — так называемые разрывные бригады и бригады прокольщиков. Они занимаются переходами под железными и автомобильными дорогами, а также водными препятствиями.

Практически все эти люди — очень высококвалифицированные специалисты. Поскольку магистральные нефтепроводы и газопроводы в Нерюнгри строятся, мягко говоря, не каждый день, то и эти люди на месте стройки, что называется, находятся проездом. Большинство из них работает в «Газпроме» уже много лет — они строили газопроводы во всех уголках нашей страны и даже за рубежом. Построят в Нерюнгринском районе — поедут дальше. Газопровод очень длинный, тысячи километров.

По словам руководителя рабочей группы ПАО «Газпром» Валерия Голубева, в Нерюнгринском районе строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» идет по плану и достаточно успешно. «Если говорить об укладке линейной части, она уже на 80% завершена на всем протяжении по территории республики. Участок, который смотрели в Нерюнгринском районе, сложный — подводный переход, крутые берега Чульмана, проблемный грунт и т. д. Но подрядчик справляется. Работа сложная, но интересная», — сказал заместитель председателя правления «Газпрома».

Это в том, что касается стройки. В то же время очень скоро придет время обслуживания магистрального газопровода «Сила Сибири», а это уже постоянная работа, причем исключительно для местных жителей.

Сегодня у ООО «Газпром трансгаз Томск» на территории республики работает одно линейно-производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУМГ) в Ленске, а также три региональных управления по строительству объектов (РУСО) — в Олекминске, Алдане и Нерюнгри. Общая численность на сегодня составляет 259 человек из них 89% — это местное население.

После завершения строительства объекта к 2019 году планируется довести численность подразделений до 773 человек, с перспективой увеличения до 1 236 человек к 2021 году, в том числе по Ленскому району — 421человек, Алданскому району — 348 человек и по Нерюнгринскому району — 467 человек. Не случайно глава Нерюнгринского района Виктор Станиловский призвал нерюнгринскую молодежь учиться газовым специальностям и возвращаться в родной район. Время до 2021 года еще есть, а работа будет хорошая — интересная и высокооплачиваемая.

ЧТО С ГАЗОМ?

Вопрос возможности газификации от магистрального газопровода «Сила Сибири» населенных пунктов, в том числе Нерюнгринского района, до сих пор стоит достаточно остро. Во всяком случае, представители Якутии настойчиво пробивают этот вопрос. В то же время понятно, что для представителей ПАО «Газпром» приоритетным является само строительство магистрального газопровода для скорейшего начала экспорта в Китай. Вопрос газификации населенных пунктов для них является второстепенным, и они постоянно напоминают о том, что здесь «необходимо считать экономику». Хотя с принципиальной постановкой вопроса газификации хотя бы тех районов, по которым проходит «Сила Сибири», они согласны.

На совещании министр промышленности и геологии Якутии Андрей Панов сказал о том, что ряд республиканских промышленных компаний, владеющих лицензионными участками близ «Силы Сибири», хотели бы стать партнерами «Газпрома» и подключиться к магистральному газопроводу для транспортировки газа. Это помогло бы газифицировать прилегающие территории, создать рабочие места и получать налоговые отчисления.

Зампредседателя правления «Газпрома» Валерий Голубев ответил, что компания постоянно обсуждает подобные вопросы, причем не только в том, что касается месторождений природного газа, но и с точки зрения использования попутного нефтяного газа в Якутии. «Проект „Сила Сибири“ ограничен своей природой и возможностями», — подчеркнул Голубев.

Тем не менее, остается социальная ответственность, которую ни в коем случае не снимает с себя «Газпром». Теоретически магистральный газопровод «Сила Сибири» попутно позволит газифицировать 29 населенных пунктов в четырех районах Якутии. в Нерюнгринском районе это в первую очередь Иенгра и Чульман, где в ряде домов до сих пор используется печное отопление.

«Программа, разработанная ООО „Газпром межрегионгаз“, предусматривает газификации четырех районов республики от магистрального газопровода „Сила Сибири“: Олекминского, Ленского, Алданского и Нерюнгринского. Общий объем финансирования составит 13,1 млрд рублей, предусмотрена газификации 29населенных пунктов», — сказал министр промышленности и геологии Якутии Андрей Панов по итогам совещания в Нерюнгри.

Общая протяженность планируемых к строительству газопроводов — 761 км, количество газифицируемых домовладений — 6 657 единиц, также запланирована газификация 90 котельных, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Согласно этой программе, компания «Газпром» осуществляет строительство газопроводов-отводов и межпоселковых газопроводов на высоком давлении, а за счет средств республики будет осуществлено строительство внутрипоселковых газопроводов, находящихся на низком давлении. Программа предусмотрена на период с 2016 по 2025 годы.

В настоящее время «Газпромом» уже проведены конкурсные процедуры и заключены договора на выполнение проектно-изыскательских работ по газопроводам-отводам, газораспределительным сетям и межпоселковым газопроводам к населенным пунктам.

И самый главный итог недавнего визита: правительство Якутии предложило компании «Газпром» создать новый план мероприятий совместной деятельности до 2020 года. «Газпром» согласился.

Программа будет разработана к концу 2017 года. Так что всё, что мы видим сегодня — это только начало.

Олег СОЛОДУХИН.

г.Нерюнгри

Фото автора и Павла Усаченко.

http://www.1sn.ru/194655.html

Оцените статью
Яндекс.Метрика