Без грамотного кроя любая одежда выглядит неприглядно — плохая посадка на фигуре, заломы или натяжение ткани — все это портит внешний вид пошитому изделию.
Поэтому в процессе создания одежды ведущую роль занимает конструирование одежды, основной задачей которого является обеспечения правильной посадки изделия на фигуре.
Конструирование одежды — это разработка чертежей деталей (лакала) одежды для индивидуальной или типовой фигуры. Соединенные детали изделия называются конструкцией. Для примера: полочка, спинка и рукава — это детали,
а блузка — это конструкция из соединенных деталей полочки, спинки и рукавов.
Конструирование одежды возникло с появлением кроенной одежды. Самой простой конструкцией считалась одежда древних греков и римлян, которая состояла из кусков ткани различной длины и ширины.
Развитие кроя началось с создания одежды облегающих форм для различия мужской и женской красоты. В одежде появились боковые швы и серединный шов на спинке.
По мере развития человека и общества совершенствовались формы и фасоны одежды, в конструировании возникли системы и методики кроя. На сегодняшний день в швейной промышленности существуют десятки методик конструирования, которые условно можно поделить на три категории:
муляжный метод расчетно-графический метод
инженерный метод
Муляжный метод — это способ создания одежды путем макетирования ткани на фигуре человека или на манекене. Из куска ткани (зачастую эта ткань муслин) формируют изделие по художественному замыслу, придавая изделию форму за счет складок или вытачек, срезая излишки ткани, отмечают положение конструктивных линий и таким образом получают лекала. Эта методика позволяет строить детали кроя на конкретную фигуру человека, учитывая все ее особенности.
Муляжный метод считается затратным, так как срезается большое количество ткани.
Расчетно-графический метод основывается на расчетных формулах и графических построениях для чертежей кроя. Формулы составляются путем обобщенных измерений различных типов фигур, а графические построения в зависимости от методики представляют собой различные системы координат, в которых по формулам определяется положение линий деталей одежды. Расчетно-графический метод конструирования получил широкое распространение за счет простых вычислений и несложных графических построений, в наши дни разработано несколько десятков расчетно-графических методик, которые отражают накопленный опыт и научные исследования, самые известные методики Миллюра, ЕМКО, ЦОТШЛ и др. Все методики различаются направленностью для массового и индивидуального пошива.
В основе инженерного метода лежит принцип разворачивания объемных поверхностей на плоскость, т. е. чертеж конструкции одежды — это развернутая оболочка будущего изделия. Чтобы у вас было представление о том, что такое развертка поверхности, посмотрите на картинку развернутых геометрических поверхностей.
Но не все поверхности можно развернуть на плоскость, поэтому прибегают к методу складок и разрыва поверхности — в конструировании одежды это вытачки, швы, оттяжка или сутюжка ткани. Существует несколько методик инженерного конструирования одежды, которые различаются способами развертывания поверхностей. Инженерные методики применяются в трехмерном конструировании одежды, которое позволяет разворачивать поверхности на экране монитора и получать готовые чертежи деталей одежды.
Метод инженерного конструирования в основном используют для научных исследований, решения задач существующих методик и для разработки конструкций изделий массового пошива.
Все методы конструирования одежды различаются точностью кроя, к самым точным относят инженерные. Разработкой конструкций одежды занимаются конструкторы, владеющие знаниями анатомии и антропометрии, методами конструирования одежды, разбираются в физико-механических свойствах тканей и многое другое. Как правило, профессиональные конструкторы трудятся на фабриках массового производства одежды, в модных домах, ателье и авторских мастерских.
В индивидуальном пошиве чаще всего конструкцию одежды не разрабатывают по причине того, что многие модели одежды не имеют существенных различий в конструкции основных деталей, покрое, они отличаются лишь модельными особенностями.
И большое количество моделей одежды можно представить ограниченным числом базовых конструкций. Поэтому в индивидуальном пошиве чаще всего используют расчетно-графический метод, в котором разработано множество методик по созданию базовых конструкций. И уже базовые лекала моделируют в соответствии с модельными особенностями будущего изделия.
Моделирование одежды — это изменение конструктивных линий базового чертежа изделия под новую модель любой сложности.
Конструктивные линии — это контурные линии деталей (главным образом швы), разделяющие поверхность одежды на отдельные части (детали), создающие ее объемную форму и характеризующие ее внешний вид.
Существенная разница между конструированием и моделированием одежды заключается в том, что в моделировании чертеж конструкции не строится, а видоизменяется. Приведу в качестве примера свой опыт моделирования, используя чертеж базовой конструкции платья и законы моделирования, я получила три совершенно разных платья.
Подводя итог вышесказанному, хочется добавить, что конечно же наличие специального образования в конструировании одежды дает большой плюс, но для начинающих шить и для тех, кто просто шьет для себя, использовать уже существующие расчетно-графические методики удобнее и проще — снять мерки и подставить их в формулы, на основе которых построить чертеж. Но возникает закономерный вопрос: какую методику выбрать для построения базовой конструкции? Любая опытная швея вам ответит, что лучше всего использовать несколько методик. К примеру, многие для пошива плечевых изделий используют методику ЕМКО, а для поясных — «Мюллер и сын», а кто-то и вовсе совмещает несколько методик для построения одной конструкции. Но самый лучший ответ на этот вопрос я нашла в блоге Оксаны Царевой, где она рассказывала о своей дипломной работе, в которой одним из пунктов был сравнительный анализ различных методик конструирования одежды. Отобрав пять самых популярных методик, по ним Оксана строила конструкцию одной и той же модели одежды и отшивала на одного и того же человека. В конченом результате готовые макеты одежды не возможно было отличить, по какой методике они скроены, а посадка во всех случаях была практически одинаковая. Поэтому не столько важно по какой методике вы будете строить базовые лекала, куда важнее — правильно снимать мерки, определять тип фигуры и делать правильные прибавки на свободное облегание.
Источник https://blogremaking.blogspot.com/2016/02/konstruirovanie-od…