Культурная политика в Беларуси

1335374208_kulturnaya-politika-v-belarusi-6240226

Культурная политика — это программа, то есть особый способ соорганизации и разворачивания сложной деятельности, которая включает в себя совокупность процессов, позволяющих обеспечивать осмысленное, целенаправленное и рефлексивное реформирование и управление в социокультурных ситуациях. Она увязывает и организует связь мыслительных, в том числе исследовательских, и деятельностных процессов.

Культурная политика как способ методологического осмысления возникла почти случайно в конце 80-х годов. Тогда Союз кинематографистов СССР, одним из первых вступивший на путь реформ, на волне перестроечного энтузиазма заказал методологам организационно-деятельностную игру, посвященную развитию национального кинематографа. Именно тогда началась концептуализация культурной политики. Под влиянием результатов прошедшей игры при Союзе кинематографистов была создана школа культурной политики и менеджеров культуры. Первоначально предполагалось, что она будет готовить менеджеров культуры, которые должны проводить в жизнь новые реформаторские идеи, в том числе и в кинематографе национальных республик бывшего СССР. Собственно внедрение и распространение идей реформирования и стали называть культурной политикой. Но через несколько лет такое представление о культурной политике забылось, так как в условиях стремительных социальных изменений такая организация деятельности не имела перспектив. Изменения происходили быстрее, чем успевали готовить менеджеров перемен.Однако на этом разработка и концептуализация культурной политики не закончилась. Методологи, проводившие игру, посвятили дальнейшей проработке концепции культурной политики серию своих семинаров, на которых были выдвинуты ее различные версии и трактовки. Со временем одна из таких версий оформилась в идеологию и программу Школы культурной политики, возглавляемой Г.П. Щедровицким(Москва). Другая версия разрабатывалась и оформлялась В.Мацкевичем в Беларуси исходя из тех вызовов и задач, которые стояли перед молодым независимым государством и продолжают быть актуальными для Беларуси. К 1994 году была сформулирована программа культурной политики Беларуси, которая реализуется уже на протяжении почти 15 лет.В чем же она состоит?Одним из базовых оснований программы культурной политики являются представления, разработанные в рамках системо-мыследеятельностного подхода, о «жизни» норм культуры, тех эталонов, образцов, идей и концептов, в которых фиксируются все наработанные человечеством способы отношений с реальностью. «Жизнь» норм культуры в самом общем смысле, может быть представлена в двух отношениях: трансляции и реализации. Нормы транслируются в пространстве культуры и реализуются в конкретных социальных ситуациях. Не вдаваясь в подробный разбор этой схемы, следует лишь отметить важный для программы культурной политики тезис: всякая социокультурная ситуация, может быть понята и описана через нормы, которые в нейреализуются.

По прошествии нескольких лет после обретения независимости ситуация в городах Беларуси виделась и осмыслялась следующим образом. К моменту распада Советского Союза в 1991 году ни у одного из действующих субъектов не было продуманных, четких и подготовленных схем, рецептов и вариантов действий. И сам распад шел по тем лекалам, по которым был скроен Советский Союз, то есть по границам псевдогосударственных образований, которыми фактически являлись советские республики. Это было результатом сформулированной Сталиным и позднее реализованной национальной политики, и эта же норма, без пересмотра и осмысления, стала основанием для образования новых, независимых государств. В том числе самостоятельной стала Беларусь, не имея всего того, что необходимо было для государственной независимости и самостоятельного существования.


Ситуация 1 на схеме может быть описана комплексом норм, организующих всю жизнь и деятельность в СССР.

А ситуация 2 — это ситуация каждой из получивших самостоятельность стран, образовавшихся на территории бывшего СССР. В нашем случае — ситуация суверенной Беларуси, и в ней должен был бы действовать другой комплекс норм или просто другие нормы, эталоны и образцы. Некоторые независимые государства (в первую очередь, страны Балтии) в короткое время изменили весь комплекс норм, эталонов и образцов, а в Беларуси по-прежнему руководствовались комплексом советских норм.К 1994 году налицо было несовпадение норм независимого государства, представлений о том, каким оно должно быть, и норм, которые из-за инертности культуры и массового сознания продолжали транслироваться и реализовываться. Эта инертность свойственна всем странам и культурам: даже в странах Балтии, решительно двигавшихся в Евросоюз и НАТО, еще долго руководствовались старыми нормами регулирования жизни и деятельности, но транслировали уже другие нормы, изучали их в системе образования и на практике. В Беларуси же старые нормы не только продолжали действовать и реализовываться, но и транслировались всей системой образования, а на идеологическом уровне государства декларировалось иное. То, что заявлялось и декларировалось, и то, что имелось в реальности — очень сильно расходилось.Поэтому очевидной становится задача приведения реальной ситуации в соответствие с нормой независимого государства. Эта «простая» задача требует:о во-первых, заниматься изучением, теоретической критикой и комментированием представлений о суверенитете, государственности, нации и т.д.;о во-вторых, транслировать эту норму — преподавать и рассказывать, как это должно быть устроено;о в-третьих, реализовывать норму в конкретной социальной ситуации, то есть строить то, что есть в реальности в соответствии с идеальными представлениями о суверенитете и независимости.В Беларуси, уже суверенной в течение нескольких лет, ничего подобного не происходило. Вместо того, чтобы заниматься приведением государственных структур и институтов к нормам суверенного государства, суверенными объявлялись те структуры и институты, которые были в наличии и руководствовались старыми нормами. Региональная администрация, заведомо неполноценная без союзного центра, предназначенная для управления территорией или провинцией большой империи, в одночасье становится национальным правительством. И никто не спрашивает, соответствует ли это «национальное» правительство норме независимого государства или нет. Может ли оно принять на себя всю полноту ответственности за страну? Ведь эта администрация была создана, а ее сотрудники были обучены проводить на данной территории волю и политику центра, который эту политику разрабатывал и вменял провинциальной администрации. Умений и компетенций реализовывать чужую волю, пусть даже хорошо справляясь с этим, заведомо недостаточно, чтобы самостоятельно управлять страной, вырабатывать собственную политику и проводить ее в жизнь. Правительство Республики Беларусь в 1991—94 годах не справлялось с управлением страной. Старые нормы, которыми это правительство руководствовалось, не срабатывали в новой ситуации, а новые нормы не транслировались и не изучались.В результате осмысления сложившейся ситуации и задач, которые необходимо решать, были сформулированы два направления культурной политики.

Во-первых, Культурная политика должна сосредоточиваться на процессе реализации норм. И все институции и организованности, которые есть в стране, должны проверяться на соответствие этим нормам. При обнаружении несоответствия он должны изменяться и приводиться в соответствие.

Во-вторых, нужна специальная работа внутри самой ситуации, внутри пространства реализации, для того чтобы изменять качество ситуации, готовить ее воспринять эту норму.Это работа по повышению качества материала для реализации необходимых норм. Все текущие задачи и решения, которые принимаются как на уровне страны, так и на уровне отдельных политических субъектов, должны переосмысливаться через представление о повышении качества материала.

Пространство, где существуют нормы, образцы, идеалы, — это пространство культуры. Приведение в соответствие этому пространству может называться культурной политикой.

Оцените статью
Яндекс.Метрика