Значение художественного творчества в культуре любого народа сложно переоценить. Это именно то, что на протяжении веков вбирает в себя традиции, особенности этники, делает нацию неповторимой, узнаваемой и богатой духовно. На Руси из поколения в поколение передавались тайны и секреты технического и технологического мастерства. С течением времени искусство совершенствовалось, так рождались народные промыслы, которые в современном мире, без преувеличения, возведены в ранг искусства. Одним из наиболее совершенных художественно народных промыслов считается хохлома, причудливые переплетения которой известны и любимы далеко за пределами России.
Часы настольные деревянные «Глухари»
Истоки промысла
Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.
Часы напольные деревянные «Спасская башня» Хохлома
Часы настольные «Яблоко»
Часы настольные «Сказка»
Часы настенные «Самовар»
Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота!
Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился.
Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо — художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи.
Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.
Герб РФ настольный Хохлома
Особенности промысла
Любой народный промысел является неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Главная особенность хохломской росписи — это неповторимый золотой отлив. Интересный факт, что на самом деле в росписи нет ни капли настоящего золота.
Хохлома Братина «Герб»
Братина с ложками и гербом России, которая раньше представляла собой сосуд для питья на русских братчинных пирах. Братина была особенно популярна на Руси в 18-19 веках.
Братину с ложками можно использовать для горячего. На Руси авторские изделия из дерева имели особую цену и значение: согласно поверьям, именно дерево осуществляло связь человека с богом и умершими предками.
Авторская хохломская роспись зародилась около 4 столетий тому назад в монастырях под Нижним Новгородом, ее сложная и трудоемкая техника берет начало в русско-византийской иконописи.
Братина «Змей Горыныч»
Братина «Лебедь»
фрагмент братины «Лебедь»
Братина «Петушок»
фрагмент братины «Петушок»
Братина «Лебедь», хвост — ковш
Братина «Рыбки»
Братина с утками
Россыпь красок, чудные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка и символизм — все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждый промысел имеет свои особенности, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не исключение.
Хохломские узоры
Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она — маленькая капелька лесной сладости — земляничка.
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды — и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богатство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.
Хохломские изображения декоративны — они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты — украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.
Чудо-ягодки
Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них — «травный орнамент», или просто «травка». Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше — кустиком. «Травка» отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена — художником сохранены только самые общие и главные её признаки.
Травка
Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи — травинки по сторонам основного кустика и бусины — ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
«Травка» — самостоятельный тип росписи, но она — обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка. Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «пряник».
Хохломские росписи украшают предметы — чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые как бы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета.
Ковш «Незнакомка»
Ковш-ладья «Вдохновение»
Утятница «Золотая утка»
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Эксклюзивный хохломской сервиз ручной работы из 70 предметов — чайно-столовый
Хохлома и современность
В начале двадцатого века промысел постепенно угас. Однако в 20-30-х годах мастера возродили его актуальность, объединяясь в артели. Так появляется знаменитая фабрика, специализирующаяся на росписи хохломы.
Хохлома Набор для первых блюд на 6 персон, 28 предметов
Современным центром развития мастерства принято считать два места. Первым стал город Семёнов. Именно в нём находится фабрика, которая славится уникальными изделиями, имеющими давнюю историю. Это «Семёновская роспись» и «Хохломская роспись», которые имеют много заказчиков.
Ладья «Княжий пир»
Осётр «Московия»
набор для рыбы «Судак»
Набор для икры «Море удовольствий»
Набор для вина
Набор винный
набор винный со штофом
Набор «Коньячный»
Набор под шампанское
Набор под водку
Набор для пива
А в Ковернинском районе находится село Сёмино, где действует предприятие «Хохломской художник». Здесь работают мастера из близлежащих деревень, которые создали своё объединение. В самом Сёмино сегодня находится главная фабрика, а её филиалы расположены в Новопокровском и Кулигино.
Сервиз чайно-столовый «Предания старины»
В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это наборы для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки.
Шкатулка-сундучок «Зимние цветы»
Сегодня на предприятии работает более полутора тысяч человек, в том числе более 400 художников. Многие из них имеют почетные звания Заслуженного художника РФ, члена Союза художников России. На фабрике работает много династий — семьи Швецовых, Афониных, Романовых, Тороповых. Они немало сделали и продолжают вносить заметную лепту в развитие хохломского промысла.
Икона с ликом Богоматери, Хохлома
Икона «Архангел Михаил» Хохлома
Икона «Георгий Победоносец» Хохлома
Икона «Венчальная пара» Хохлома
Икона «Святой Сергий Радонежский» Хохлома
На территории предприятия установлен памятник легендарному Семёну — ложкарю. Скульптурное изображение — это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая своё ремесло.
Продукция предприятия поставляется на внутренний рынок, а также экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Украину, Туркменистан, США, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию, ЮАР, Данию и другие. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнёрами предприятия.
Музейно-туристический центр «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
С 2 февраля 2009 г. в г. Семёнове работает Музейно-туристический центр «Золотая Хохлома». Музей взял на себя функцию по сохранению и популяризации народных художественных промыслов.
В зале «Истории хохломского промысла» можно познакомиться с истоками искусства хохломы, уходящими в далёкое прошлое. Тускло мерцает в стеклянных витринах потемневшие от времени золото чашек и поставков, которые в прошлом столетии были принадлежностью повседневного крестьянского быта.
Представлены работы художников — настоящих виртуозов хохломского искусства, в совершенстве владеющих всеми его секретами. Признание уникальности и широкой популярности промысла выразилось в экспозиции «Царской комнаты». Уникальный набор из 240 предметов занимает центральное место. Каждое изделие увенчано гербом России и украшено элементами ручной скульптурной резьбы.
Пышность и помпезность залу придаёт Царский трон. Стены зала украшают сюжетные панно, прекрасно сочетающиеся со стильной оригинальной мебельной линией, выпускаемой на предприятии. Современная мебель предстаёт как искусство, успешно сочетающее новаторство и традиции, современные технологии и рукотворность, качество, функциональность и эстетические достоинства.
Эти липовые ложки, блюдца, ковшики, матрёшки, Расписала нам сама Золотая Хохлома! Стулья, доски и полати, и кроватки и кровати, Расписала нам сама Золотая Хохлома! Нет наряднее раскраски, будто к нам пришла из сказки, Где цари и терема, Золотая Хохлома!
Л. Куликова
Такая роспись — это классика народного промысла. Те, кто знает толк в искусстве, именуют промысел «золотой осенью». И действительно, палитра, блеск, невероятно душевный и понятный каждому рисунок, — все это пронизано теплом и свежестью ясного осеннего дня.
Хохломские изделия — уникальные произведения искусства, которые несут в себе традиции и богатую историю.
Источник