Помимо Сальвиати на формирование Паоло Веронезе заметно повлияло маньеристское искусство Эмилии, в частности Пармиджанино и Николо дель Аббате. Но если Джорджоне, расписывая обращенный к воде фасад Фонда-ко, саму архитектуру норовит превратить в живопись, избегая какого бы то ни было иллюзионизма и воспринимая поверхность стены как полотно или тетрадь для набросков, то Паоло Веронезе изберет противоположный путь. И, конечно же, именно этой формальной концепцией, выраженной в Юдифи, — подвижной, но при этом сводимой к геометрической фигуре, — он будет руководствоваться, работая над своими Добродетелями.
Картины Паоло Веронезе в Венеции
В 1553 г. Паоло Веронезе живет в Венеции и пишет для зала Совета Десяти ряд мифологических аллегорий (в их числе — замечательный Юпитер, разящий пороки), которые определили стиль убранства Дворца дожей вплоть до кульминационного момента, когда спустя 30 лет, в 1583 г., он создал Триумф Венеции для зала Большого Совета — великую прелюдию барокко.Фантазия Веронезе прихотлива, действие порождаемых ею сцен всегда происходит в открытых местах, так что ощущается устремленность к небесам, и почти постоянно где-то рядом присутствует классическая архитектура. Небо, пейзажи, архитектура — это те величественные декорации, в которых разворачиваются события из истории или мифологии. Симптоматична полная идентичность обстановки в росписях виллы Барбаро в Мазере и церкви Сан Себастьяно в Венеции, хотя одна посвящена мифологической теме, а другая — религиозной. По замыслу художника, и в той, и в другой главную роль играет не сюжет, а зрелищность. В решении сакральных сюжетов так или иначе неизменно доминирует тема монументального города, находящая выражение в архитектурных формах храмов и тронов, которые изображаются в ракурсе, так чтобы можно было разглядеть детали, будь то полуколонны или модильоны. Показательны в этом смысле Изгнание Астини, Коронование Эсфири Артаксерксом и Триумф Мардохея с гарцующими лошадьми на первом плане, витыми колоннами и галереей, откуда выглядывают молодые женщины.
Но небо в вышине, балюстрады, витые колонны (вспомним эпизод Джустиниана Джустиниани с кормилицей из Мазера) без изменения переходят из картины в картину. В замысле Паоло Веронезе всегда превалирует хорошо продуманный расчет на театральность. Причем речь идет не только о сложных построениях и механизмах для достижения сценического эффекта, но и о простых задниках с галереями на фоне неба, перед которыми персонажи запечатлены в мелодраматических позах.
Из наиболее зрелых произведений, созданных в этом ключе помимо циклов фресок можно назвать картины для боковых стен амвона церкви Сан Себастьяно (1565) Святые Марк и Марцеллиан и Мученичество Святого Себастьяна, где архитектурные элементы напоминают строившиеся в то же время здания Палладио; а также серию картин для зала Коллегии во Дворце дожей, из которых особенно запоминаются Диалектика, ткущая свое полотно на фоне неба, и Пир в доме Левия (ныне в Академии).
Автор: Admin
Прочитано:
Комментариев: 0