Поскольку кинакемы в обеих своих ипостасях → ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ КВАНТЫ
речевого сигнала между людьми, неизбежно встает вопрос об их роли в существеннейшей речевой операции — преобразовании элементов плана содержания в элементы плана выражения, иначе говоря, вопрос о фонемном или кинакемном «алфавите» записи, хранения и извлечения знаковых единиц, вопрос о первичном виде их выражения. В классической фонологии этот вопрос решался однозначно в пользу фонемы — представлялось, что знаковые единицы хранятся в мозгу и извлекаются из него в своих звуковых оболочках, мельчайшей единицей которых считалась фонема.В последние десятилетия становится все более очевидно, что фонема весьма плохо приспособлена для выполнения функции хранителя и преобразователя семантическбй информации. Преобразование такой информации в речевой сигнал (и обратно) есть деятельность; но фонема лишена деятельностной природы сама по себе, хотя, несомненно, органически связана с деятельностью. В то же время кинакбма представляет собой квант деятельности — нервно-мышечной импульсации и тем самым наилучшим образом приспособлена к преобразованию хранящейся в мозгу, семантической информации в цепочку команд для экстернализации организованного ими речевого сигнала и для обратного его преобразования в аналогичную цепочку потенциальных команд как формы записи и хранения семантической информации. Функция звука в системе средств плана выражения сводится к экстернализации речевого сигнала; звук есть переносчик сигнала, отчужденного говорящим от себя и не принадлежащего слушателю. Звук — не преобразователь информации, а продукт ее преобразования в начале своего пути и источник материала для обратного преобразования в его конце. От места преобразования семантической информации в речевой сигнал (и обратно) звук отделен сферой нервно-мышечной импульсации, которая в отличие от звука, соединяющего людей и потому неизбежно внешнего для отдельного человека, является сугубо внутренней деятельностью и самым непосредственным образом связана с хранителем и преобразователем информации — мозгом.
Вопрос о фонемной или кинакемной форме записи, хранения и извлечения семантической информации сводится, по сути дела, к решению о том, что естественнее в информационной системе такой сложности, как мозг человека — записывать, хранить и извлекать своего рода «звуковые консервы», готовые к экстернализации без преобразований, или же алгоритмы автоматической экстернализации несущего информацию сигнала. Предпочтительность последнего решения очевидна хотя бы потому, что алгоритмическая запись значительно более экономна и гибка, существенно повышается быстродействие записи и извлечения. Она значительно лучше согласуется с деятельностной природой речи. Существенно и то, что из трех частей информационно-преобразовательного цикла хранение, в отличие от записи и извлечения, вообще не связано с экстернализацией, это чисто внутренняя работа. Хранение готовых к экстернализации продуктов только мешало бы внутренней, неречевой работе с хранимой информацией, так как неизбежно требовало бы «проговаривания» мысли в виде цепочки зву- ч ковых образов. Конечно, это явление вполне осуществимо и наблюдаемо, но, во-первых, вряд ли оно принадлежит к числу обязательных и всеобщих для человека, во-вторых, оно легко осуществимо и на алгоритмической основе.
adminПоскольку, кинакемы, обеих, своих, ипостасях
Похожие публикации:
- Преобразование семантической информации
- Наиболее актуальным из трех аспектов
- Семантизация
- Заключение
- Субстантная характеристика
- Иерархия квантовых единиц в фонологической системе
- Использование не связанных в цепочку Р кадров
- Е.Д.Поливанов
- Запись изображения с переменным числом кадров
- В отличие от конститутивной функции
- Проблема делимости фонемы
- Единицы фонологические и единицы знаковые
- Проблемы с использованием видеоанализа
- Межкадровое сжатие
- Усеченный гласный звук
- в трудах пражских основоположников
- широкомасштабные исследования
- Фонема в структуре слога
- Фонемоцентризм классической фонологии
- Отличие фонемного членения
- Синтагматика
- Компоненты фонемы
- Трактовка фонемы
- Буквенная фонология
- Фонема как блок кинакем
- Синтез музыкальных тембров
- Работа приемника
- фундаментальная дихотомия
- Современная классическая октава
- Поскольку кинакемы в обеих своих ипостасях