Но здесь мы опять сталкиваемся с новым образом: холм Ушнех гораздо более известен в традиции как «пуп Ирландии». В том же предании «Установление владений Темры» в одной из поэм Финтан рассказывает, как он пережил потоп «над пупом Ушнеха». Представление об Ушнехе как о пупе Ирландии встречается и у Гиральда Камбрийского в его «Описании Ирландии» (Topographia Hiberniae), когда он пишет об этом холме: «пуп Ирландии, почти в центре и средоточии страны находящийся» (umbilicus Hiberniae dicitur, quasi in medio et meditullio terrae positusy.Гораздо менее известно, что у южной пятины Ирландии, Мунстера, тоже был известен свой «пуп». В довольно поздней поэме «Похвала Дави О Кифу» несколько четверостиший посвящено возвращению верховного друида Мунстера Мог Руйта с осады Друйм Дамгаре — именно тогда друид поселился в округе Фермой. Далее речь идет о том, что жилище его было устроено «на гладком пупе Мунстера». Речь идет о холме, на котором и сейчас расположена северная половина города Фермой.Мы можем найти множество других примеров, когда элементы древнеирландского пространства воспринимались как члены божественного тела: достаточно упомянуть знаменитые Груди Ану в Мунстере (два рядом стоящие холма, считавшиеся грудями богини Ану, то есть земли Ирландии). Циклопические размеры богини объясняются тем, что Ану — это не просто богиня, но mater deorum Hibernensium, «мать богов Ирландии», как ее называет король-епископ Мунстера Кормак мак Куленнайн (ум. 908), автор своеобразного древнеирландского энциклопедического словаря5. Именно из тех своих сосцов, что до сих пор возвышаются холмами на юге Ирландии, Ану и питала богов во время оно, сообщает Кормак. В поэзии Ану идентифицируется с Ирландией или ассоциируется с землей острова: iath пАпапп, «земля Ану». Таким образом, боги появляются из земли и питаются землей: речь идет не о небесных, но о хтонических богах (подземного мира).Интересно, что волны в древнеирландских преданиях (например в «Разрушении заезжего дома Да Дерга») часто описываются как плечи моря. Однако в подобных примерах мы скорее имеем дело с поэтическими кеннингами, которые не всегда можно прочитывать буквально. В целом в таком восприятии мира мы видим, как пространство в тексте играет роль своеобразного языка моделирования.
Ирландский космос простирается как горизонтально, так и вертикально. Для нашего восприятия повседневности древних кельтов важно как горизонтальное пространство, так и элементы вертикального деления мира.
Автор: Admin
Прочитано:
Комментариев: 0