Каждый из нас наверняка попадал в ситуацию, когда шел в магазин за хлебом, а возвращался с полными пакетами. И хорошо еще, если среди продуктов оказывался хлеб и за ним не приходилось идти вновь.
Почему так происходит?
1. Эффект Дидро
Эффект Дидро заключается в том, что покупка одной вещи приводит вас к покупке другой. Прежние предметы начинают казаться старыми, и вы начинаете их менять. Этот процесс бесконечен, так как новая вещь скоро превращается в старую и опять требует замены.
Эффект назван в честь философа Дени Дидро. Богатым он не был, но, получив однажды большую сумму денег, купил великолепный алый халат. Эта одежда настолько выделялась среди прочих его вещей, что он постепенно начал заменять старые предметы на новые.
2. Эффект сноба
Когда вы покупаете то, что не покупают другие, только потому, что хотите выделиться, это называется эффектом сноба. Многие любят, когда на них обращают внимание. А новая и необычная вещь — лучший способ его привлечь.
3. Эффект подражания
Это явление обратно эффекту сноба. Человек покупает то, что модно и есть у всех. Вещь может совсем не подходить ни вам, ни вашим условиям жизни, но вы ее приобретете, чтобы быть «на волне».
4. Вещи на будущее
Люди привыкли верить в лучшее. И внутри мы все готовимся к этому. В частности, покупаем какие-то вещи на будущее. Например, юбку на два размера меньше как стимул похудеть. Или туфли для свидания мечты, когда возлюбленного нет даже на примете.
5. Спонтанные покупки, поднимающие настроение
Был тяжелый день, и по дороге домой вы решили заглянуть в любимый магазин. И наверняка что-то купили. Ведь вы заслужили маленькую награду. Только вот радость от такой покупки, скорее всего, будет мимолетной. А вещь окажется забытой или даже начнет расстраивать вас: зачем было тратить свои кровные на подобную ерунду?
6. Психологические уловки в магазинах
Приятная музыка, теплые цвета, вкусные ароматы — все это влияет на нас, когда мы заходим в магазин, хотя можем даже не подозревать об этом. Там тепло, окна могут быть занавешены или отсутствовать вовсе. Впрочем, как и часы. Мы расслабляемся, теряем счет времени, и нас легче склонить к какой-либо покупке.
7. Акции, распродажи
Одна из самых распространенных причин, почему люди покупают вещи, которые не собирались. Нам часто предлагают 3 товара по цене 2, а также скидку 50 % (и обязательно «только сегодня»). Кажется, что это действительно выгодное предложение, и мы покупаем вещи по акции, даже если шли совсем за другим.
8. Дешевые вещи
Пытаясь сэкономить, мы покупаем более дешевые аналоги тех вещей, которые нам нужны. Но зачастую такая выгода — лишь иллюзия. Если хорошие джинсы могут прослужить несколько лет, то дешевые быстро порвутся и износятся, и придется покупать новые.
9. Убедительные консультанты
Многие консультанты, чья задача — в первую очередь продать товар, умеют расположить к себе. Они могут «по секрету» посоветовать не покупать какую-то вещь, так как она не очень хорошая, но зато предложить другую. Они-то точно знают качество своего товара. И конечно, консультанты обязательно подберут именно то, о чем вы мечтали. Даже если на кассе вместо одной футболки у вас окажется целый гардероб.
10. Наши страхи
Мы часто переживаем по поводу и без. Так устроена наша психика. И проходя мимо какой-то вещи, которую не планировали сейчас покупать, мы задумываемся: может, потом не будет денег и лучше приобрести ее сейчас? Не последнюю роль играют и отказы родителей что-либо купить нам в детстве.
Мы выступаем за разумное потребление и будем рады, если в следующий раз, когда ваша рука потянется к очередному ненужному крему по акции, вы вспомните эту статью и не достанете деньги.
Сам Дидро, кстати, впоследствии осознал, в какую ловушку угодил. В своем эссе, которое так и называлось — «Сожаления о моем старом халате», он написал: «Пусть мой пример будет для вас наукой. У бедности есть свои вольности, у богатства — свои стеснения».
Источник
Контакты:
Адрес: Замоскворецкая, 1165214 Москва,
Телефон:+7 495-297-311-23, Электронная почта: contact@ahier.ru