Традиционная политика

Традиционная политика → —

1335423897_tradicionnaya-politika-4001104

Здесь культурная политика разрывает границы отрасли культуры и расширяется до политики вообще. Сферой приложения культурной политики становится все пространство социальных ситуаций, для которого действительна и политика как таковая. Различаются они по тому, где, в каких пространствах и какая работа ведется.

Культурная политика не ставит себе задачу бороться за власть как таковую. Но без власти нельзя выполнить поставленные задачи, нельзя реализовать норму, нельзя влиять на качество материала в ситуации. Культурная политика не может оставаться безразличной к власти.Культурная политика — это новая версия политики. Механизм политической властп становится лишь реализационным механизмом приведения реальности в соответствие с нормами и повышения качества материала этой реализации. При этом для культурного политика увеличивается чпсло объектов, которые он должен удерживать как единое целое в мышлении и деятельности.Традиционная политика осуществляется исходя пз ситуации и в ситуации (Рис. 2а.). Место президента, министра, партии — в пространстве реализаций. Чтобы осуществлять политическую власть, конкретный политик должен впдеть всю ситуацию и воспринимать ее как целое, пначе он будет действовать неэффективно.Место «непосредственного действия» культурного политика — тоже в ситуации (Рис. 2в). Но вот рефлексия требует охвата и пространства норм, образцов, идеалов (пространства культуры), и пространства реализации (ситуации). В деятельность культурного политика включена и работа с нормами, и деятельность по их реализации, и работа по повышению качества материала для обеспечения реализации норм. Таким образом, культурная политика требует удержания большего числа объектов и видов деятельности, а также связей между ними.Культурная политика строится на основе программирования долговременных процессов, которые включают в себя как работу в пространстве культуры (где транслируются нормы, эталоны, образцы), так и работу в социальных ситуациях, и увязывают эти работы между собой. Так, опыт реализации той или иной нормы может давать основания для исследования и выводов относительно материала ситуации. Что, в свою очередь, может, с одной стороны, стать базой для анализа и критики норм и эталонов, а с другой — поставить задачи по разворачиванию деятельности и по улучшению материала (например, образование или внедрение технологий).Даже самые простые программы требуют внимательного отношения к состоянию материала. Причем не только материала ситуации, о котором мы говорили выше.В отличие от техники и естественных наук, имеющих дело с природным материалом, культурная политика как программа имеет дело с материалом деятельности. Материал же деятельности описывается по-разному, но его очень трудно свести к чему-то одному, например к людям, или к знаниям, или к средствам и ресурсам деятельности. Очень часто в менеджменте или в инновационной деятельности встречается редукция материала до какой-то одной субстанции. Кто-то работает только с людьми, кто-то — со знаниями или ресурсами. Но целостный процесс все равно собирается из очень разнородного материала. Материал в реализации любой программы всегда гетероморфен, всегда представляет собой композицию из материала разной природы. Для реализации культурной политики в системном деятельностном подходе можно выделить несколько существенных пластов — слоев материала. Мы выделяем эти слои в соответствии со схемой воспроизводства деятельности и трансляции культуры (Рис.3):1. Первый слой — это нормативный план, включающий нормы, эталоны, образцы и прототипы деятельности. Это не только право, Конституция и законы, но и этика, нормативы и критерии оценки успешности и неуспешности деятельности, эталоны и образцы для подражания (например, Петр Машеров как образец для главы государства или Вацлав Гавел — для его оппонентов), мировоззрение, представления о современности, научные и идеологические концепции в различных областях деятельности, образ будущего для всей нации и для отдельных групп людей, и т.д.2. К нему примыкает план трансляции норм, эталонов, образцов и прототипов, который обеспечивает хранение и передачу знаний, умений и навыков. Сюда необходимо включать всю систему формализованного и неформального образования, СМИ, состав библиотек, доступность Интернета и его содержания при владении или невладенпп иностранными языками (функциональная грамотность населения), даже мобильность населения при той или пной возможности выезжать за рубеж, замкнутость тех или иных социальных, этнических или конфессиональных групп, барьеры в распространении знаний и информации, и т.д.3. Далее — план ситуации, в которой реализуются нормы. Это конкретное знание о жпзнп и деятельности людей: уровень, образ и качество жпзни, проблемы, трудности, состояние дел, наличие средств и ресурсов, ценностей и ориентаций нацпп, отдельных групп и страт населения, а также мода и доминирующие тенденции в образе жпзнп людей, субъективные картины будущего для себя и детей, и т.д.4. План ситуации дополняется планом реализации норм. Сюда входят стратегии, программы по планы обустройства страны и ее отдельных областей и отраслей, концепции и программы реформ, реваншистские планы, планы регионального развития, даже планирование карьеры отдельных людей. Причем все это должно браться не в статпке— в виде текстов или документов, а в динамике — по этапам реализации, с мониторингом и анализом сделанного или несделанного.5. Последним пдет план действий, или актов деятельности, который включает в себя позпцпп деятелей, материал и продукт, или результат, деятельности, сами действия. Для государственных деятелей и политических субъектов может и должен описываться и анализироваться каждый шаг и предпринимаемые действия. Следует выделить состав ньюмейкеров — тех, кто привносит и реализует инновации в самых разных областях деятельности: в культуре, экономике, политике и т.д. Действия же большинства и различных меньшинств описываются социологической, политической и экономической аналитикой.Для того, чтобы знать состояние материала, небходимы исследования, причем исследования всех слоев. Результаты таких исследований становятся необходимым элементом разворачивания программы культурной политики. Однако эти исследования коренным образом отличаются от большинства исследований, проводимых в Беларуси, — научных в том числе. Это коренное отличие состоит в органичной включенности исследовательских задач и полученных результатов в практику реформирования социокультурной ситуации. Речь идет не об объективных знаниях об истинной природе вещей, а о знаниях о сопротивлении материала тем или иным действиям.В несколько упрощенном виде исследование в программе культурной политики можно представить как исследование сопротивления материала, а точнее, материалов различной природы. Материал сопротивляется изменению формы и стремится сохранить старую форму. Состояние переходности и трансформации в Беларуси продолжается уже почти 20 лет. Ни одна из реформ не признана успешной, процессы трансформации не доведены до положительных результатов, цели не достигнуты. Такое положение дел во многом вызвано сопротивлением материала. Описываться это может по-разному. Например, утверждается, что некоторые реформы неуспешны, поскольку не продуман план реализации, или ситуация неблагоприятна, или исполнители не готовы. Т.е. обнаруживаются препятствия и затруднения в одном из перечисленных планов деятельности. Иногда говорят, что та или иная реформа или тот или иной замысел трансформации противоречат принятым в нашем обществе нормам и образцам деятельности. И все эти утверждения в той или иной степени справедливы, они имеют под собой серьезные основания. Но в культурно-политическом подходе они не могут быть оправданием для отказа от реформ и трансформации. Ведь реформа в рамках культурной политики трактуется как комплексная работа, одновременная во всех планах: нельзя изменить норму деятельности, не запустив в трансляцию (в частности, в образование) новую норму, новые эталоны и образцы деятельности; не продумав того, как они будут реализовываться, в том числе и заменяя собой старые нормы, эталоны и образцы; не учитывая сложившуюся ситуацию и воздействие на нее; не подготовив деятеля, включая в эту подготовку и знание о материале и продукте новой деятельности.Поэтому в рамках культурной политики исследовательская составляющая занимает такое важное место, но исследования имеют несколько специфических особенностей.Во-первых, методы изучения сопротивления материала гораздо более широки, нежели в научных исследованиях, они включают в себя как традиционные виды сбора и анализа информации, так и исследование действием и организационнодеятельностные игры.Во-вторых, понятийный и категориальный аппарат исследований разрабатывается в соответствии с практическими задачами, чтобы лучше схватывать материал в рамках этой задачи. Поэтому полученные данные никогда не претендуют на полноту и исчерпываемость понимания того или иного феномена в отдельности, а обеспечивают рефлексию, системное согласование задач и действий, соотнесение задач и действий с общими рамками методологических, теоретических и аксиологических оснований.

В-третьих, результаты исследования не рассматриваются как самоценность и конечный продукт. Они, включаясь в реализационные процессы, могут быть проблематизированы по всем пунктам: от интерпретаций эмпирических фактов до концептуальных схем понимания и анализа материала.

autn-7020656admintag-7950371Традиционная, политика

Похожие публикации:

Оцените статью
Яндекс.Метрика