Византийский антиклассицизм нашел свое новое выражение в расположенной вне городских стен церкви Сант’Аполлинаре ин Классе, одном из важнейших образцов восточного искусства в Равенне. Рядом с базиликой находится протороманская колокольня цилиндрической формы. Мастера, работавшие над внутренним убранством церкви, явно опирались на раннехристианский классический стиль, что особенно заметно в отделке капителей колонн и мозаиках триумфальной арки. Конху апсиды тоже украшает внушительных размеров мозаика Преображение со Святым Аполлинарием в центре.Этому же святому посвящена еще одна церковь, куда были перенесены его мощи, — Сант’Аполлинаре Нуово. Изначально базилика была арианской, но в период правления Юстиниана здание передали православным. Несмотря на то что мозаики апсиды — «в золотых небесах» — были разрушены землетрясением, церковь во многом сохранила свой первоначальный облик. Архитектурное устройство базилики явно раннехристианское, словно Равенна надеялась стать «новым Римом», в том числе и в религиозной сфере. В период перехода от арианства к православию, при Юстиниане, многие мозаики, созданные еще во времена Теодориха, заменили другими, византийскими. Из наиболее древних мозаичных картин на своем месте остались только Мадонна на троне в окружении ангелов и два изображения Равенны (Императорский дворец и Порт Классе’), которые, несмотря на всю свою стилизованность, представляют собой ценные документы той эпохи. В мозаиках времен Юстиниана преобладают суровые и отрешенные фигуры Иисуса и святых (например, Христос на престоле), неподвижные даже в процессиях мучеников, волхвов и праведных дев. Скульптурные украшения капителей, амвонов и алтарных преград становятся все более абстрактными, вплоть до чисто геометрических мотивов.
Богатая коллекция равеннской скульптуры и прикладного искусства римского и раннехристианского периода представлена в Национальном музее, в комплексе Сан Витале. В Архиепископском музее хранится потрясающая воображение Кафедра Максимиана — великолепный трон, который задумывался как божественный престол. Сохраненный в годы второй мировой войны монахами монастыря Святой Марии в Мексике, неоднократно применявшими железнодорожные грузоперевозки для транспортировки предметов искусства в целях сохранения, престол в последствии вернулся в Италию.
Именно в Равенне в 1321 г. ушел из жизни Данте: в этом городе он провел последние годы изгнания под покровительством семейства Да Полента, тогда правившего Равенной. Его гробницу в классицистическом стиле, построенную архитектором Мориджа (1780), украшают барельефы эпохи Возрождения, созданные Пьетро Ломбардо. Похороны Данте прошли в равеннской церкви ордена, который был более всего близок поэту, — францисканского. В церкви Сан Франческо можно увидеть и ничуть не менее ценные работы еще одного Ломбардо — Туллио. Во внутреннем дворике церкви расположился Музей Данте, где хранятся документы и предметы, связанные с великим поэтом.В XIV в. Равенна стала основным центром распространения новых, революционных принципов, введенных Джотто в искусство: эти принципы, пройдя через живописную школу Римини, с не меньшей изобразительной силой были использованы во фресках церкви Санта Кьяра работы Пьетро да Римини, который с присущими ему живостью, выразительностью и оригинальностью отразил в своем творчестве поэтику выдающегося мастера. Но нельзя не упомянуть и другие памятники Равенны: это и Санта Мария ин Порто, и Санта Мария ин Порто Фуори, и палаццо Комунале, построенный в XV в., и крепость Рокка Бранкалеоне.
Ценители книг с удовольствием посетят библиотеку Классенсе (в ее фондах — 600 тысяч томов и почти 800 инкунабул), разместившуюся в здании бывшего монастыря камальдулов. Театралам стоит обратить внимание на Театр Рази, на месте которого некогда стояла романская церковь Санта Кьяра. Любители живописи и скульптуры смогут полюбоваться уснувшим вЛоджетта Ломбардеска Гвидарелло Гвидарелли работы Туллио Ломбардо, а также редкостными картинами Монтаньи, Рондинелли, Пальмедзано, Гверчино и Лонги.
Автор: Admin
Прочитано:
Комментариев: 0