Вокалические локальные категории » Каталог статей — пресс-релизы и обзоры. Разместить статью в белый каталог бесплатно. Пример пресс-релиза.

Простейшая структура категории — единственная тембровая оппозиция. Субстантной базой для локальной категории в вокализме служит горизонтальная конфигурации ртового резонатора — сдвинутого вперед или назад, удлиненного £али не удлиненного) с помощью вытянутых губ. При единственной тембровой оппозиции положительная кинакема обычно реализуется в кошзлексе движений языка и губ, создающем в передней части рта проссэрный резонатор, который естественно удлинен вытянутыми губами; поскольку для этого требуется оттянуть язык назад, в фонетике традиционно установилось не совсем удачное обозначение такой артккуляции как заднерядной. Отрицательная кинакема реализуется в более привычном для языка движении вперед, результатом которого лзляется смещение резонатора назад и образование тембра, называемого переднерядным. Вокалическая модель с двумя такими тембровыми рядами — задним огубленнйм и незадним неогубленным — широко распэсстранена в мире, она охватывает большинство славянских языков, сба балтийских языка, греческий, персидский, грузинский, арабский, японский; среди тюркских — лишь узбекский. Следует отметить, что .три этом возможны существенные субстантные различия в соотношении роли языка и губ в рамках ком-лексной реализации кинакем единой тембровой оппозиции, и такие различия можно отразить терминелогически, обозначив единую оппозицию как оппозицию огубленности, а не заднерядности (с огубленностью) при повышенной роли губ в канакемном комплексе; подобное решение представляется предпочтительным для русского, белорусского, итальянского и персидского языков.Теоретически возможна и единственная тембровая оппозиция с положительной кинакемой переднерядности и отрицательной кинакемой непереднерядности, реализуемой как в заднем, так и в среднем ряду. Есть основания полагать, что гаков характер единой тембровой оппозиции в японском и малагасийскэм языках.Развернутая структура темброзой категории состоит из двух взаимно контрарных оппозиций, в одной из которых положительна кинакема переднерядности, в другой — огубленности в комплексе с зад-нерядностью, причем удельный вес этих двух компонентов в кинакеме может быть разным. Есть три моделк построения тембровых рядов при двух тембровых оппозициях — с однкм промежуточным рядом, формируемым либо двумя отрицательными клкакемами, либо двумя положительными, или с двумя промежуточными рядами с обоими возможными наборами однознаковых кинакем.В первой из этих моделей промежуточный ряд — непередний fle-задний, т.е. средний. Губной компонент в комплексе положительной кинакемы заднерядности не акцентирован. Типичные для такой модели гласные фонемы с двумя отрицательными тембровыми кинакемами -/зе/, /э/. Модель широко распространена, она обнаруживается в языках болгарском, португальском, армянском, осетинском, пушту, ам-харском, кхмерском, эвенкийском, нивхском, чукотском, удмуртском, коми, мансийском, мокша-мордовском, ненецком, кетском.В другой модели промежуточный ряд формируется двумя положительными кинакемами. Поскольку сочетание переднерядности с задне-рядностью в чистом виде вряд ли реализуемо, в комплексной кинаке-ме заднерядности с огубленностью именно последняя становится доминирующим компонентом, и промежуточный ряд содержит передние огубленные гласные типа /у/, Ш. Модель функционирует во многих языках — в финском, венгерском, монгольском, калмыцком, уйгурском, албанском, французском, немецком, нидерландском, фризском, датском, исландском, бретонском.

Третья модель содержит два промежуточных ряда — с двумя отрицательными кинакемами (т.е. непередний неогубленный) и с двумя положительными (т.е. передний огубленный). Она свойственна большинству тюркских языков, корейскому, шведскому, эстонскому, марийскому, селькупскому, восточнохантыйскому ваховскому диалекту, нганасанскому. По этой модели построен и румынский вокализм, который, однако, имеет весьма специфическую особенность в комплексной субстантной реализации своих двух тембровых оппозиций. Само по себе не специфично объединение заднерядности с огубленностью, но в румынском аналогичное объединение сложилось и в противоположной оппозиции переднерядности — ей сопутствует палатализация. Таким образом, в положительных кинакемах действуют комплексы переднерядности с палатализацией, заднерядности с лабиализацией, причем палатализация и лабиализация несколько предшествуют во времени реализации ряда, соответственно переднего и заднего, что создает эффект дифтонгичности. Два основных тембровых ряда с одной положительной кинакемой каждый — это передний препа-латализованный с фонемами Ai/, /*еЛ /±а/ (последняя в графике обычно еа) и задний прелабиализованный с фонемами /ии/» /»о/» /иа/ (последняя в графике оа). Ряд с двумя отрицательными тембровыми кинакемами состоит из фонем /I/, /э/, /а/, а ряд с двумя положительными кинакемами содержит фонемы /1-й/ (как в слове chiul «безделье»), о/ (как в слове jchiop «хромой»), /±иа/ (как в слове pleoapa «веко») Глоткин, Мардарь7.

Похожие статьи: 56: Вокалические локальные категории

3 января 2012: Вокалические локальные категорииВокалические локальные категории.

Вокалические локальные категории

Оцените статью
Яндекс.Метрика